ШКОЛА ФОТОГРАФИИ / АРХИВ / Краткая история цифровой фотографии

Краткая история цифровой фотографии

Думается, говоря о многочисленных преимуществах цифровой фотографии над аналоговой, можно привести немало неоспоримых доводов, которые всегда в результате и приводятся. Однако небезынтересно просмотреть и путь развития самой технологии, с самого начала до сегодняшнего дня - очень интересная получается картина.

И это, наверное, тоже довод, причем довод совершенно железный - цифровая фотография за недолгие два десятка лет своего существования развилась настолько бурно, что даже сложно представить, что будет года эдак через три - темпы просто сумасшедшие. И это, учитывая еще и тот факт, что хотя технология зародилась в 80-х (справедливости ради стоит сказать, что первопроходец Mavica мог "похвастаться" матрицей около 28x104 пикселей, и изображение, естественно, оставляло желать много лучшего), но года до 94-95 рассматривалась исключительно как дитя прогресса, на практике ничего полезного не дающее. Здесь-то история и завертелась.

Именно в середине 90-х появляются первые фотокамеры, могущие похвастаться разрешением 640Х480 (например, Kodak DC40). А у цифровой фотокамеры, созданной "Sony", - SEPS-1000 число пикселей составило 1,3 миллиона - неслыханно по тем временам!

Именно с этого момента началось противостояние цифровой и аналоговой фотографии. Первым звонком, возвещающем о начале новой эры, стал более чем настойчивый интерес гигантов фотоиндустрии к новой технологии. Одна за другой стали предлагать цифровые фотокамеры Sony, Olympus, Canon и Nikon. Более того, многие компании, числившиеся до этого момента в лидерах индустрии, не пойдя по этому пути, совершили промах - как, например, памятная всем компания Polaroid, сейчас активно пытающаяся вернуть себе место в когорте сильнейших.

Особенно выиграли вследствие совершившейся цифровой миниреволюции именно японские вендоры (на сегодня не менее 70% рынка), в отличие от осторожничавших "американцев" - в частности, Canon и Nikon, сегодня считающиеся признанными лидерами рынка.

В конце второго тысячелетия интерес к цифровой фотографии со стороны крупных производителей достиг своего пика - практически каждый более менее серьезный вендор заявлял о своих претензиях на кусок лакомого пирога - и рынок сегодня действительно поделен крайне странным образом. Однозначного лидера, в принципе, нет - есть несколько крупных компаний, доминирующих на нем и активно конкурирующих, но не слишком сильно оторвавшихся друг от друга в своих усилиях. Условно, производителей можно разбить на три группы: к первой можно отнести Sony, Olympus и HP, ко второй - Canon, Nikon и Kodak (некоторые еще включают и Agfa), а третья - "все остальные". Все вышеперечисленные компании упорно пытаются вырвать пальму первенства из рук более успешной на сегодня Sony, причем одинаково упорно - то есть положение пока не меняется.
Едва наступил миллениум, как индустрия совершила еще один головокружительный каскад - на рынок сразу несколькими компаниями были выброшены двухмегапикселные фотокамеры по очень доступным для "цифры" ценам. Это на сегодняшний момент и можно считать последней каплей, склонившей чашу весов мирового потребителя (но пока не нашего) в пользу цифровой фотографии. А снижение цен продолжается, причем, надо заметить, достаточно быстрыми темпами. Технология значительно дешевеет в производстве, а значит, и цена для потребителя тоже уменьшается. Объяснение, в принципе, достаточно простое - подобно другим направлениям hi-tech-индустрии, сегодня гиганты рынка перенесли свое производство в азиатские страны. То есть налицо противоречие - качество повышается, а цены опускаются. И будут - сегодня все усилия гигантов индустрии направлены именно на это - к работе над совершенствованием соответствующих микросхем подключены специалисты из IBM. Еще большее удешевление себестоимости цифровых фотокамер приведет к выравниванию цен между цифровыми и аналоговыми фотоаппаратами - последнему оплоту аналоговой фотографии.

А качество, как уже было сказано, действительно улучшается - причем на нескольких фронтах сразу. Первый - естественно, технический: для "цифры" светочувствительность матриц достигла 400-800 ISO (то есть она практически идентична светочувствительности современных привычных нам цветных негативных фотопленок); величина разрешения тоже вполне сравнима с соответствующей для аналоговых - 15-20 миллионов пикселей.

Другим плюсом является удобство и оперативность самой технологии, в частности, при получении изображения: можно не только регулировать само качество его, но и редактировать, меняя по вкусу контрастность и цветность - при помощи соответствующих графических редакторов.

Констатируя факт, можно добавить, что в с 1999 рынок "цифры" растет не менее чем 25%.
Если же говорить о сложившемся мировом рынке потребления цифровой продукции, можно выделить три наиболее благополучных региона: Северная Америка (США и Канада), Европа и Япония. И если лидером по потреблению сегодня являются Япония, то наиболее динамично развивающейся в этом отношении страной являются США, возведшие на трон Sony (во многом именно лидерство на североамериканском рынке позволяет компании быть первой и на мировом). Все три рынка, естественно, характеризуются своими особенностями: японцы на первое место ставят непосредственно технологии (что, впрочем, и не удивительно), европейцы - качеству изображения, а американцы удобству фотокамеры. Если же говорить о предпочтениях пользователя, живущего на постсоветском пространстве, то их попросту нет - рынок еще просто не оформился.

Безусловно, говоря о цифровых технологиях в фотографии, стоит сказать и о непосредственно печати цифровых фотографий. Первый цифровой минилаб в 1996 году представила миру компания Fuji. Технология нового агрегата была гибридной - она сочетала в себе лазерные, цифровые и, конечно, химические начала. Осознав перспективность цифровых минилабов, к их производству подключились и другие компании, в частности, Noritsu и Konica. В вышеназванном минилабе Fuji, кстати, проявилась вся сущность сегодняшнего фотомира - еще не цифровой, но уже и не аналоговый - именно так можно расценивать саму идею печатать цифровые фотографии на обычной фотобумаге химическим способом.

Производители цифровых фотокамер все продолжают наращивать темпы. Цифровые технологии стремительно развиваются - о положительной динамике говорит тот факт, что сегодня новомодный "цифровик" устаревает всего за полгода, а на смену ему приходит еще более продвинутый. И, думается, в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями еще одной маленькой технической революции в нашей индустрии, основу которой и заложила цифровая фотография.


Дмитрий Будылин
Фотосайт «МИНИЛАБ»
http://www.minilab.com.ua

АРХИВ
Новости 20.01.2016 Внимание!

Уважаемые покупатели! С 20 января 2016г. меняются цены на печать фотографий.

25.12.2015Уважаемые покупатели! С 28 декабря 2015г. меняются цены на печать фотографий.

21.06.2012 Panasonic представила макеты объективов 12-35mm F2.8 и 35-100mm F2.8 для камер системы Micro Four Thirds

На выставке CES 2012 компания Panasonic представила макеты двух объективов для камер системы Micro Four Thirds. Оба объектива будут иметь переменное фокусное расстояние и постоянную максимальную диафрагму F/2,8.

05.06.2012 Casio представляет компактные камеры EX-ZS150, EX-ZS20, EX-ZS12, и EX-ZS6

Компания Casio пополнила модельный ряд своих компактных камер четырьмя новинками начального уровня: EX-ZS6, EX-ZS12, EX-ZS20 и EX-ZS150.

01.06.2012 Fujifilm выпускает ограниченным тиражом 10000 экземпляров X100 Black Limited Edition

Fujifilm объявила выпустит компактную камеру X100 большим сенсором, ограниченным тиражом 10 000 камер.